Средние века
Упоминания о первых государственных образованиях на территории Чечни и Ингушетии относятся к концу раннего средневековья. С IХ в. равнинная часть современной территории Чечни и Ингушетии входила в состав Аланского царства, а горная — в состав царства Серир. В горах обитали и прямые предки чеченцев — племя нохчо (нохчи), ингушей — племя г1алг1а.
В XIII веке в результате нашествия монголов предки чеченцев и ингушей вынуждены были покинуть равнинные районы и уйти в горы, что, несомненно, задержало общественно-экономическое развитие чечено-ингушского общества.
В ХIV веке чеченцы и ингуши образовали раннефеодальное государство Симсир, уничтоженное позже войсками Тамерлана.
После распада Золотой Орды равнинные районы современной Чеченской и Ингушской Республики попали под контроль кабардинских и дагестанских феодалов. Вытесненные с равнинных земель, которые на протяжении нескольких веков контролировались кочевыми и полукочевыми тюркоязычными племенами, чеченцы и ингуши до XVI века жили в основном в горах, разделяясь на территориальные группы, получавшие названия от гор, рек и т. д. (мичиковцы, качкалыковцы, ичкеринцы, чеберлоевцы, шатоевцы, аккинцы, и др.), близ которых они проживали. К этому периоду относится возникновение и формирование тайповой структуры чечено-ингушского общества.
С ХVI века часть чеченцев начала постепенно возвращаться из горных районов на «плоскость» — на Чечено-Ингушскую равнину, в долину Терека, на берега Сунжи и Аргуна. Как писал знаток чеченской истории и культуры А. А. Саламов, «Страшная земельная теснота, голод толкали чечено-ингушские племена из горных круч и теснин к тучным плоскостным землям. За многовековую историю они не раз выходили к притеречным просторам и вынуждены были снова укрываться в горы под давлением более сильного противника». Переселяясь на равнинные земли, чеченцы и ингуши первоначально образовывали небольшие компактные сёла из отдельных более или менее известных одноимённых тайповых (родовых) обществ, причём некоторые сёла на равнине сохранили за собой названия тех тайпов, родоначальники которых являлись основателями тех или иных сёл в горах.
К этому же времени относится начало экспансии Русского государства на Северном Кавказе, в Западном Прикаспии, последовавшей за разгромом Астраханского ханства. Союзником Русского государства в этом регионе стали кабардинские князья, испытывавшие усиливающееся давление со стороны Крымского ханства — вассала Оттоманской империи — и Тарковского шамхальства. Именно кабардинский валий (князь) Темрюк Идарович попросил Ивана Грозного поставить крепость в устье Сунжи для защиты от врагов. Терский острог, построенный в 1567 году, стал первым русским укреплённым пунктом в этом регионе.
Первые поселенцы-казаки, однако, появились на Тереке задолго до этого[4]. Уже в первой половине XVI века казацкие городки располагались на правобережье Терека «на гребнях», то есть на восточных и северных склонах Терского хребта, у впадения реки Аргун в Сунжу, откуда и пошло их название — гребенские казаки. Гребенцы заселяли преимущественно бассейн среднего течения Терека и Сунжи. В XVI веке сюда же переселились донские казаки с реки Калитвы.
Ко второй половине XVI века относятся первые письменные свидетельства русских властей о контактах с чеченцами и ингушами. В 1570-е годы один из крупнейших чеченских старейшин Ших-мурза Окоцкий (Аккинский) установил связи с Москвой, в Москву прибыло первое чеченское посольство, ходатайствовавшее о принятии чеченцев и ингушей под российское покровительство, и Фёдор I Иоаннович издал соответствующую грамоту. Однако уже в 1610 году, после его убийства и свержения его наследника Батая, Окоцкое княжество было захвачено кумыкскими князьями.
С конца XVI века на Северный Кавказ двинулось значительное число казаков-переселенцев с Дона, Волги, Хопра. Они составили низовое, собственно «терское» казачество, которое сформировалось позднее гребенского (в XVI—XVIII вв.) при активном участии выходцев из соседних народов. Многие православные осетины и черкесы, бежавшие от османского и персидского гнёта грузины и армяне принимались в казачество и, обрусев, окончательно сливались с ним. Эта многонациональная по своему происхождению общность и составила основу Терского казачьего войска, официальной датой образования которого считается 1577 год.
Гребенские казаки первыми непосредственно столкнулись с набегами соседей-горцев, предпринимавшимися с целью захвата скота и другой добычи, а также пленных, которых либо превращали в рабов, либо возвращали за выкуп. Это приводило к неизбежным стычкам, в ходе которых казаки совершали ответные опустошительные нападения на чеченские и ингушские аулы. Несмотря на это, в XVI—XVII веках отношения между казаками и чеченцами носили характер относительно мирного сосуществования: между ними развивались торговые связи, завязывались куначеские и даже родственные отношения. Казаки заимствовали у чеченцев и ингушей и других горских народов элементы одежды и вооружения; в свою очередь, чеченцы перенимали у казаков некоторые элементы хозяйственного уклада[6]. Чеченцы и ингуши выступали в походы вместе с кабардинцами и терскими казаками против Крымского ханства, Османской империи и Персии[1].
В 1627, 1645 и 1657—1658 гг. ряд обществ восточной Чечни и Ингушетии приняли присягу на верность России, но во второй половине XVII века они попали в зависимость от кабардинских, кумыкских и тушетских феодалов.
Религия у вайнахов
До XI века вайнахи были политеистами, поклонялись местным божествам. Среди них были распространены магия, знахарство, почитание священных гор, рощ, деревьев и др. В XI—XII века из Грузии и Византии здесь распространилось православие. Грузинские цари направляли сюда проповедников, священников, священные книги, помогали создавать христианские храмы. К XIII веку христианство стало основной религией вайнахов, а вайнахские сообщества выступали союзниками Грузинского царства. Однако в связи с падением Византии и ослаблением влияния Грузии христианство среди вайнахов пришло в упадок; одновременно возрождались старые политеистические верования, и в XV—XVII веках для вайнахов было характерно смешение христианских и дохристианских обрядов и верований.
В ХIII—XV века, в пору нашествия монголо-татар и экспансии Тамерлана, на равнинной части Чечни и Ингушетии и, в частности, в отдельных вайнахских обществах, таких как страна Симсир, через Золотую Орду и Дагестан (от соседей-кумыков) начал проникать ислам суннитского толка. Жители Восточной и предгорной Чечни, а также предгорной Ингушетии были мусульманами уже в XVI веке, но большинство населения горной Чечни и Ингушетии приняло ислам лишь в XVII—XVIII вв. Несмотря на распространение ислама в равнинной и предгорной части Чечни и Ингушетии, в горах ещё живучи были языческие и христианские культы и обряды, которые сосуществовали здесь с новыми, мусульманскими традициями и обрядами.
Несмотря на распространение среди чеченцев и ингушей некоторых общих знаний из исламской догматики, а также мусульманских имён, позиции ислама в главной сфере — сфере правовых отношений — вплоть до конца XVIII века оставались слабыми. Мусульманское право (шариат) имело весьма узкую область применения; вся общественная жизнь чеченцев и нгушей, как и в доисламские времена, регулировалась преимущественно нормами обычного права — адата, хранителями и носителями которого являлись родовые старейшины.
Утверждение ислама как господствующей религии чеченцев и ингушей происходит с 1785 года, когда под мусульманскими лозунгами начинается освободительная борьба против российской колониальной политики под предводительством шейха Мансура сначала в Чечне, а затем и на всём Северном Кавказе. Ради быстрейшего принятия горцами мусульманской религии шейх Мансур, чеченец по происхождению и уроженец с. Алды, во главе отряда с приближёнными разъезжает по горным сёлам Чечни и Ингушетии и призывает здешних жителей к мусульманской вере.
XVIII век
На протяжении XVII — начала XVIII вв. Кавказ становится объектом устремлений и соперничества шахского Ирана и Оттоманской империи, с одной стороны, и России, с другой. В середине XVII века сефевидский Иран, поделив с Оттоманской империей сферы влияния в Закавказье, попытался с помощью азербайджанских и дагестанских союзников вытеснить Россию из Западного Прикаспия и утвердить свою политическую гегемонию на Северном Кавказе от Дербента вплоть до реки Сунжи. Турция в причерноморской (западной) части Северного Кавказа действовала через своего вассала — Крымское ханство. Вынашивая одновременно планы захвата Северо-Восточного Кавказа, Турция усиленно засылала сюда своих эмиссаров, главной задачей которых являлось привлечение на сторону Турции феодальных верхов Дагестана, Кабарды, Чечни, Ингушетии, Азербайджана. Аннексионистские намерения Турции особенно усилились после подписания невыгодного для России Прутского мира (1711 год), по условиям которого Россия была вынуждена возвратить Турции Азов и больше не держать своего флота на Азовском море.
Начало XVIII века открывает новую страницу в истории терского казачества: утратив былую «вольность», оно вошло в состав вооружённых сил России, превратилось в военно-служилое сословие, на которое была возложена защита южной границы Русского государства на Кавказе. В городе Терки постоянно проживали царские воеводы, здесь был сосредоточен большой военный гарнизон, хранились военные и продовольственные запасы. Сюда приезжали послы из Закавказья, князья и мурзы Северного Кавказа. Пётр I считал, что Северный Кавказ сыграет большую роль в усилении военного могущества России и в развитии торговли на Ближнем Востоке. Экономические, политические и культурные связи народов Северного Кавказа с Россией начали расширяться после того, как Пётр I побывал здесь во время Персидского похода в 1722 году и установил личные контакты со многими местными владетелями и князьями. В 1722 году в 20 км от устья реки Сулак русскими властями была заложена новая крепость — Святого Креста, ставшая новым экономическим и административным центром на Северном Кавказе и в Прикаспии. В 1735 году она была упразднена, и в том же году был основан город Кизляр.
При Петре I русская армия совершает первые походы на чеченские и ингушские земли, и именно в начале XVIII века в русских источниках за чеченцами и ингушами закрепляется это название — по имени селения Чечен-аул, образовавшегося, по всей вероятности, в результате переселения части чеченцев и ингушей с гор на «плоскость», на реку Аргун. Первые походы, вписываясь в общую стратегию начавшегося активного продвижения Российского государства на Кавказ, не преследовали, однако, цели присоединения Чечни к России: речь шла лишь о поддержании «спокойствия» на Тереке, ставшем к этому времени естественным южным рубежом империи. Главным поводом к военным походам служили постоянные набеги чеченцев и ингушей на казачьи «городки» на Тереке. К этому периоду в глазах русской власти чеченцы и нгуши снискали репутацию опасных разбойников, соседство с которыми доставляло постоянное беспокойство государственным рубежам.
С 1721 по 1783 год карательные экспедиции русских войск в Чечню для усмирения «буйных» племён становятся систематическими — в наказание за набеги, а также за выход из повиновения так называемым чеченским владельцам — кабардинским и кумыкским князьям, от которых номинально зависели некоторые чеченские общества и которые пользовались российским покровительством. В походах, помимо регулярных войск, участвуют казаки, а также дружины, сформированные из «покорных» народов — калмыков, кабардинцев, ногайцев. Экспедиции сопровождаются сожжением «буйных» аулов и приведением их жителей в лице родовых старейшин к присяге на подданство России. Из наиболее влиятельных семей берутся заложники — аманаты, которые содержатся в русских крепостях. Жестокость войск порождала у местного населения ответную ненависть и желание мести, так что через какое-то время ситуация повторялась.
Значительные выступления горцев были отмечены в 1707—1708, 1722, 1732, 1757—1758, 1760, 1770—1774, 1783 годы.
В 1708 г. чеченцы, ногайцы, кумыки и русские беглые казаки взяли штурмом Терскую крепость, это восстание возглавлял башкир Мурат. Российские войска подавили это восстание, Мурат был взят раненым в плен и казнен.
В 1732 г. под Чечен-аулом собрались до 10 тысяч вооружённых горцев, ими был убит чеченский князь Казбулат и разгромлен российский отряд полковника Коха.
В 1757 году из Чечен-аула стали рассылаться «возмутительные письма», призывающие горцев вооружиться для борьбы с наступлением русских на горские земли. Поводом к восстанию послужило также недовольство равнинных чеченцев междоусобицами горских князей. В ответ на это в 1758 г. российский генерал Фрауендорф отправился в Чечню с войсками в числе 5—6 тыс. человек. 22 апреля российские силы после короткого штурма заняли ущелье Ханкала, но затем, не достигнув практически никакого успеха, Фрауендорф был вынужден вернуться в Кизляр, открыто признав, что восставшие «в покорение не пришли».
Начиная со второй половины XVIII века Российская империя предпринимает новые шаги для укрепления своих позиций на Северном Кавказе и покорения северокавказских народов. Начало было положено военной колонизацией — насильственным переселением волжских и донских казаков на pp. Кубань и Терек. Русское командование строило казацкие станицы и поселения на равнинных землях, а в предгорьях сооружало военные крепости. С основанием крепости Моздок (1763 год) русское командование приступило к созданию левого фланга Кавказской укреплённой линии, стали закладываться новые крепости: Екатериноградская (на р. Малке), Павловская (на р. Куре), Марьинская (на р. Золке), Георгиевская (на р. Подкумке) и Александровская (на р. Томузловке). В 1769 году по указу Екатерины II на Терек были переведены волжские казаки, расселившиеся между крепостью Моздок и гребенскими городками, в станицах Галюгаевской, Наурской, Ищорской, Мекенской и Калиновской. Таким образом Терская линия была значительно усилена.
В 80-е годы XVIII века в Чечне и Ингушетии на фоне взаимной враждебности и религиозного отчуждения возникло «шариатское движение», которое быстро приобрело антирусскую и антиколониальную окраску, впервые продемонстрировав на Кавказе эффективность лозунга газавата — войны за веру.
В 1785 году пастух Ушурма из чеченского селения Алды провозгласил себя имамом и принял имя Мансур, проповедуя среди соплеменников возвращение к «чистому», «истинному», аскетическому исламу, искоренение враждебных исламу горских обычаев (адатов) и замену их законами шариата, а также объявление газавата («богоугодной войны») против соблюдающих адаты, затем против «неверных» (иноверцев-горцев) и, наконец, против русских. За короткое время Мансур добился широкого признания в народе в качестве имама, шейха и даже пророка, приобрёл множество сторонников не только в Чечне, но и в сопредельных Ингушетии, Кабарде, Кумыкии, Нагорном Дагестане. В самой Чечне резко возросло число мечетей, количество мулл и шариатских судей (кадиев). Русские власти, пытаясь подавить ширящееся религиозно-политическое выступление в зародыше, направили в Алды против «лжепророка Ушурмы» небольшой отряд под командованием полковника Пиери. Поход окончился неудачей: 6 июля 1785 года, наткнувшись в лесу на чеченскую засаду, отряд был полностью уничтожен; погиб и сам Пиери. Последовавшая карательная экспедиция, в ходе которой селение Алды было сожжено, всколыхнула всю Чечню и Ингушетию. Сторонники шейха Мансура предприняли ряд наступательных действий против укреплений и станиц Кавказской линии. В результате гарнизоны, занимавшие укрепления от Моздока до Владикавказа, оказались неспособными защитить дорогу в Грузию от нападений и грабежей со стороны чеченцев. Вследствие этого в 1786 году только что возведённые укрепления (Потемкина, Григориполь, Владикавказ) были оставлены, и гарнизоны их были выведены на линию. Начавшись в Чечне, восстание к 1787 году получило особенно сильный размах среди адыгов Северо-Западного Кавказа, за Кубанью. Турция, вступившая в этом году в войну с Россией, официально присвоила Мансуру титул имама и стремилась, действуя под флагом защиты ислама, координировать свои военные усилия с горскими повстанцами. Борьба со сторонниками шейха Мансура и пришедшими к ним на помощь османскими войсками потребовала больших усилий и стоила России многих жертв. Несколько удачных походов, а главное — победа 30 сентября 1790 года генерала Германа над турецко-горским отрядом турецкого паши Батал-бея на берегу Кубани, сломили силы шейха Мансура, и он с последними отрядами укрылся в крепости Анапа. 22 июня 1791 года, во время штурма и взятия российскими войсками Анапы, шейх Мансур был ранен, захвачен в плен и умер в ссылке в Соловецком монастыре. В самой же Чечне установилось относительное затишье, прерываемое периодическими карательными экспедициями.
Хозяйственная жизнь вайнахов в XVIII — начале XIX веков
С древнейших времен одним из основных занятий чеченцев и ингушей, как и соседних северокавказских народов, являлось земледелие. Обработка земли в условиях гор требовала большого труда. Чтобы подготовить участок под пашню, нужно было освободить его от кустарника, леса и камней, разровнять, удобрить, провести канавы для орошения. Для горных районов Чечни и Ингушетии характерно было ведение террасного земледелия. Чеченцы и ингуши, жившие на равнине и в горах, в большинстве своём занимались экстенсивным земледелием, меняя пахотные земельные участки по мере их истощения. Кроме того, как и на всём Северном Кавказе, в горных районах Чечни и Ингушетии на скалистых участках создавались искусственные поля путём перенесения сюда почвы с других земельных участков.
Орошение широко применялось не только в горах, но и на равнине. В горах, как правило, террасы орошались с помощью подводимых к ним арыков. В равнинной части Чечни и Ингушетии горцы проводили от речек каналы, по которым во время засухи пускали воду на засеянные участки земли.
Для равнинной Чечни и Ингушетии XVIII век стал переломным периодом в развитии земледелия, которое становится основной и ведущей отраслью. К этому времени заселение вайнахами плодородных равнинных земель в основном завершилось, в результате чего изменился и характер ведения хозяйства. Поселившись на «плоскости», чеченцы и ингуши стали всё более уверенно втягиваться в торгово-экономические связи с Россией и соседними северокавказскими народами. В этих условиях основной отраслью хозяйства для большинства населения становится земледелие (хлебопашество). Равнинная Чечня в конце XVIII — начале XIX века становится поставщиком хлеба не только для горных обществ Северо-Восточного Кавказа, но и вывозит его за границу. Хлебопашество распространялось всё далее на север и расширялось за счёт свободных земель по левому берегу реки Терек и в его низовьях. О развитии зернового хозяйства в чеченских и ингушских сёлах говорит, в частности, наличие многочисленных водяных и ручных мельниц. Русские крепости и военные форпосты, составившие Кавказскую укреплённую линию, стали местом сбыта сельскохозяйственных продуктов, различных изделий местного производства, что также создавало благоприятные условия для расширения посевных площадей и увеличения ассортимента и количества выращиваемых культур. Между горными и равнинными жителями происходит более чёткое разделение труда. Так, вайнахи, живущие в горах, получая хлеб от равнинных жителей, могли заниматься в основном скотоводством.
В равнинной Чечне и Ингушетии в основном возделывались пшеница и просо, а в горах — ячмень, овёс и пшеница. Для высокогорной зоны наиболее характерно было возделывание ячменя; для горной — яровой пшеницы и ячменя; для предгорной с прилегающими равнинами — кукурузы, а для зоны сухой степи — проса. Просо у чеченцев и ингушей в XVIII — начале XIX вв. как и у многих народов Северного Кавказа, являлось наиболее распространённой полеводческой культурой, дававшей высокие и устойчивые урожаи. Что касается кукурузы, которая в XVIII веке стала культивироваться почти всеми равнинными чеченцами и ингушами, то в начале XIX века она становится самой распространённой культурой, проникнув даже в горные районы. Кроме того, горцы сеяли у себя стручковый горох, фасоль, коноплю и табак, а также выращивали огурцы.
Вторым по значению занятием после земледелия у вайнахов было скотоводство, при этом преобладало разведение крупного рогатого скота. Скот являлся рабочей силой для обработки пахотной земли, перевозки грузов и людей и давал удобрение для полей. Основным видом рабочего скота у горцев были волы. Кроме того, вайнахи содержали буйволов, особенно на равнине. Скот в горных районах был местной породы — малорослый и малопродуктивный, что объяснялось суровыми климатическими условиями, бедностью покосов, нехваткой сена в зимнее время в горах и отсутствием правильной селекции. Зато горный скот был неприхотлив к кормам и прекрасно приживался к местным условиям. Несмотря на то, что местные коровы давали мало молока, оно отличалось высокой жирностью. Из молока получали масло и сыр. Большое значение имела кожа крупного рогатого скота, из которой изготавливались обувь и конская сбруя. Рога домашних животных вайнахи использовали для изготовления рукояток ножей, кинжалов, шашек и других костяных поделок. Скот также служил мерилом стоимости и основной платёжной единицей при торговых сделках, уплате калыма, штрафе за кровь, увечье, бесчестье и т. д.
В горной (высокогорной) и равнинной (предгорной) зонах развитие скотоводства в вайнахских обществах шло неравномерно. Так, например, в горах преобладал не крупный, а мелкий рогатый скот. Быков содержали столько, сколько требовалось для полевых работ, и оценивались они высоко. С переселением на плоскость горцы начали использовать для развития скотоводства равнинные территории по рекам Сунжа и Терек вплоть до самого Кизляра. Равнинные пастбища использовали и живущие в горах чеченцы и ингуши — в летние месяцы скот выпасался в горах, а на остальное время его перегоняли на равнины. Отгонная система хозяйства позволяла эффективнее использовать кормовые ресурсы и климатические условия природных зон — степной, предгорной и горной. Степи Предкавказья представляли собой ценные пастбища в весенний, осенний и даже зимний период, так как в малоснежные тёплые зимы скот мог добывать себе подножный корм до декабря включительно. Горные пастбища зачастую принадлежали богатым скотовладельцам, живущим на равнине, которые в горах устраивали специальные пастбища для скота — кутаны. Для зимовки скота горцы-скотоводы, как правило, заготавливали сено в горах, что было сопряжено с большими трудностями и опасностями.
Несмотря на то, что скотоводство у жителей горной Чечни и Ингушетии в этот период носило преобладающий характер, широкого развития оно не получило из-за ограниченных площадей для покосов и пастбищ. Лишь с переселением горцев на равнины создавались возможности для освоения свободных пастбищных земель и увеличения воспроизводства скота за счёт расширения кормовой базы. Это позволяло получать излишки мяса, молока, масла, сыра и других продуктов, а также кожи и шерсти. Развитие скотоводства как источника тягловой силы способствовало развитию земледелия. Для улучшения породности скота чеченцы и ингуши приобретали коров, быков и овец у соседних северокавказских народов, а также у терских и гребенских казаков.
Наряду со скотоводством одной из самых древних, продуктивных и развитых отраслей хозяйства чеченцев и ингушей являлось овцеводство. Овцы требовали меньше ухода, чем крупный рогатый скот, были менее прихотливы к корму, их можно было пасти на склонах гор. В условиях Чечни и Ингушетии овцеводством занимались как жители предгорных, равнинных, так и горных, высокогорных районов. Овец чеченцы и ингуши обменивали у равнинных горцев и даже у соседних народов на хлопчатобумажные ткани, полотно, ситец, медную и железную посуду, хозяйственные инструменты, соль, зерно и т. д. Наибольшее распространение в этот период получили черкесская и калмыцкая породы овец. Заимствуя у русских поселенцев, а также у терских и гребенских казаков, чеченцы и ингуши разводили также овец тонкорунной породы и менее ценные степные породы овец. Кроме того, как в горах, так и на равнине чеченцы и ингуши разводили также много коз.
Наряду с основными отраслями хозяйства — земледелием и скотоводством — большим подспорьем в экономике чеченцев и ингушей служили такие вспомогательные отрасли, как садоводство, пчеловодство, рыболовство, табаководство, охота, горный промысел и пр.
XIX век. Чечня и Ингушетия в составе Российской империи
В 1804 г. произошло совместное вооружённое восстание чеченцев, ингушей, осетин и кабардинцев против российских властей, оно было подавлено «военною рукою». В 1807 г. генерал Булгаков вторгся в Чечню и Ингушетию и с трудом выдержал ожесточённое сражение с горцами в ущелье Ханкала. Склонить чеченские аулы к переговорам российским властям удалось с помощью уступок и денежных подарков чеченским старшинам.
В 1817 г. наместником Кавказа стал Алексей Ермолов. При нём были построены такие крепости, как Назрановская, Грозная, Преградный стан и другие, была учреждена новая военная линия на реке Сунже для оттеснения чеченцев с плодородных равнин в горы.
Во время Кавказской войны, генерал Алексей Петрович Ермолов приказал начать строительство укреплений Сунженской линии, что и было сделано в 1817—1822 гг. Таким образом, возникла крупная русская община на территории современной Чечни. К концу XIX века вопросы о владении землёй становятся крайне актуальными для населения этой области. Терские казаки, имея широкие степные и предгорные посевные площади, часто сдавали их в аренду чеченским крестьянам, но практически не продавали их в постоянное хозяйство.
Численность населения Чечни значительно уменьшилась вследствие Кавказской войны и переселения чеченцев в Османскую империю.
После окончания войны произошёл ряд восстаний чеченцев. В 1860 г. вооружённое восстание вспыхнуло в горной Чечне, где земельный голод был особенно острым. Оно было жестоко подавлено, ряд аулов был сожжён. Зимой 1864 г. несколько тысяч мюридов-зикристов собрались под Шалинским укреплением, требуя освободить шейха Кунта-Хаджи, арестованного российскими властями. Получив отказ, они атаковали лишь с кинжалами и шашками, побросав как ненужное огнестрельное оружие. Российские войска разогнали их залпами винтовок и картечью. В связи с русско-турецкой войной в 1877 г. в Чечне и Дагестане произошло крупное восстание, которое также было жестоко подавлено.
В 60—70-е годы ХIХ в. в Чечне и Ингушетии были созданы первые светские школы для чеченских детей. В 1868 г. был издан первый букварь на чеченском языке. В 1896 г. было открыто Грозненское городское училище. С конца ХIХ в. началась промышленная добыча нефти. В 1893 г. была построена железная дорога, которая связала Грозный с центром России.